Мифология и история знака Овен
На сегодняшнем небосводе знак Овна изображается в виде кроткой овечки. Однако ассирийцы называли первое созвездие Зодиака Лу-Хун-Га, что означает "наемный работник" или "поденщик".
Некогда финиковые пальмы или близкие им виды опылялись естественным путем, с помощью ветра, но уже древние шумеры искусственно опыляли женские растения, чтобы добиться максимального урожая. А плоды финиковой пальмы в древние времена были своего рода твердой валютой, на рисунках древних шумеров пальма называется даже древом богов или деревом вечной жизни. Не то ли это райское дерево "познания добра и зла", которое так тщательно охранялось в саду Эдема? финиковая пальма была важнейшей растительной культурой, одной из старейших в Месопотамии, и, безусловно, первым в мире деревом, которое люди стали специально выращивать для своих нужд.
Однако, несмотря на столь важную роль "поденщика", боги вряд ли допустили бы появление помощников и слуг на небесах, в когорте богов. Ведь весь Зодиак - это своеобразный памятник богам и их деяниям. Скорее всего, знак Овна связан с некой отправной точкой, началом Творения (или очередной "реконструкцией" сотворенного, "перестройкой" того, что уже когда-то было создано, но пришло в негодность и разрушилось).
О том, что сотворение мира произошло весной, причем именно под звездами зодиакального Овна, говорят религии многих народов. В античные времена в Овне располагалась точка весеннего равноденствия, от которой по сей день ведется отсчет знаков Зодиака; оттого-то Овен и считался главой Зодиака. С весеннего равноденствия начинался и новый год. Новый год праздник миротворения, память о том, что все возвращается на круги свои и повторяется. А раз новый год начинается со знака Овна, то и мир был создан под знаком Овна.
Согласно многим древним традициям, миротворение произошло после того, как верховное божество принесло в жертву какое-то другое существо, заколов его, предав огню или разрубив на части. При этом из частей тела жертвы образовался мир. Древние же мистериальные обряды и инициации, связанные, в частности, с празднованием Нового года, как бы повторяли эту космогоническую драму. Поэтому и принесение в жертву Авраамом Исаака, так же как и замена этой жертвы овном, равно по своему значению миротворению и в известной степени началу новой звездной эры - эры Овна. Началом новой эры является и библейский Исход, также происшедший под знаком Овна. Связанного с Исходом пасхального ягненка Закон предписывал зажарить целиком на двух крестообразных палках.
Давно уже указывалось, что замена сына Авраама жертвенным овном символизирует отмену человеческих жертвоприношений. В частности, именно это и символизирует наступление эры Овна: уже во II тысячелетии до н. э. засвидетельствован обычай заменять человеческую жертву ягненком, хотя в особенно большие праздники все же предпочитали приносить человеческую жертву. Подобный шумерский обряд существовал и в родном городе Авраама Уре.
Здесь надо вспомнить о том, что Ной, после того как воды Потопа схлынули и появилась возможность выйти на сушу, первым делом принес жертву богам. И боги смилостивились над ним, утвердив жертвоприношение как способ вызова богов, а радугу - как подтверждение этого. И если в допотопные времена роль жертвы часто приходилось играть самому человеку, то в новые времена человеческая жертва была заменена животным.
В древнем клинописном тексте времен знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.) в уста древневавилонского бога Эа (Энки) вкладываются следующие знаменательные слова: "Агнец - замена человека. Агнца дает он за свою жизнь". К этой же эпохе Библия относит ветхозаветного праотца Авраама - родоначальника еврейского народа и выходца из шумерского Ура, вероятно, разрушенного Хаммурапи.
С образом зодиакального Овна связана и иудейская, и христианская Пасха, с ним же впоследствии был соединен образ искупительного пасхального агнца. Таким образом, образ искупительной жертвы появился задолго до христианства. Очевидно, главное направление христианства, которое удержалось и восторжествовало, выросло из секты, которая продолжала почитать Спасителя под видом ягненка; видимо, это была египетская секта. Изображения распятия в раннехристианском искусстве отсутствуют; христиане избегали его, дабы не быть неправильно понятыми язычниками, с точки зрения которых это была самая позорная казнь, предназначенная в первую очередь для рабов и несовместимая с понятием Божества.
Для того, чтобы понять истинное происхождение этого символа на небосводе, стоит обратиться к одним из наиболее древних источников, повествующих о происхождении Земли и звезд, человечества и богов,- летописям древних шумеров, рассказывающих о временах до Великого Потопа.
В серии "Листая книгу Бытия" Захария Ситчин выдвигает гипотезу о том, что около полумиллиона лет назад на нашу Землю, тогда еще не обремененную присутствием человека, пришли боги. Шумеры утверждали, что в пределах нашей Солнечной системы есть 12-я планета, имеющая чрезвычайно вытянутую орбиту огромной длины. Именно с этой планеты на Землю спустились боги Неба и Земли. В нашем сегодняшнем понимании это были некие представители Космического Разума, имеющие целью добычу полезных ископаемых и колонизацию Земли. Верховным правителем Нибиру был Ану, а оба его сына стали правителями Земли, разделив со временем сферы влияния на северный (Евразия и Северная Америка) и южный (Африка, Южная Америка) регионы.
Один из сыновей (Энлиль) имел право первого рождения и был прекрасным правителем, а второй сын - Эа (Энки) имел подчиненное положение по отношению к Энлилю, однако владел высшими знаниями о природе и человеке. Он стал главным действующим лицом в освоении природных ресурсов Земли, а также в создании и развитии всего человечества. Со временем человечество, первоначально рассматриваемое богами только в качестве помощников и слуг, приобрело способность к размножению (так называемое падение) и самостоятельность, что позволило выйти из-под жесткого контроля со стороны богов и развить собственную, человеческую цивилизацию. Между двумя братьями, а позднее их потомками постоянно существовала вражда за сферы влияния, Более того, все, что относилось к Энки и находилось в южной полусфере, стало называться нижним царством и приобрело негативный оттенок подземелья. Все же, что относилось в Энлилю, называлось пределом верхнего царства и стало верхом божественного совершенства.
Впоследствии шумерские предания были восприняты другими народами древности, развившими на этой основе различные системы религиозной философии, включая и пантеоны древних богов.
Одним из сынов Энлиля был Нинурта, который царствовал в Междуречье. Об этом мы узнаем из текста, собранного из разных фрагментов,- "Деяния и подвиги Нинурты". Фактически на долю Нинурты пришлось восстановление разрушенного Великим Потопом поселения богов и людей. Когда после проведения Нинуртой восстановительных работ хозяйство Месопотамии стало налаживаться, аннунаки (прилетевшие на космических кораблях жители 12-й планеты) "с гор зерно спустили и земля Шумер рождать пшеницу стала". Долгое время после Потопа Нинурта правил Месопотамией. Археологи нашли якобы составленный им календарь земледельца. Аккадцы называли его Ураш - "тот, кто пашет".
Знак Овна в небесном Зодиаке следует за знаком Рыб. И если предположить, что период Рыб соответствовал времени Всемирного Потопа (наша реконструкция в книге знака Рыб), то тогда на смену полному хаосу должен прийти Великий Делатель, царь-восстановитель, чтобы возродить жизнь и защитить богов и людей. Таким царем стал Нинурта, сын Энлиля, расчистивший Землю от завалов и наладивший земледелие и животноводство. Еще одно имя, данное древними шумерами этому богу, было Скотовод, и его владения распространялись вплоть до Синайского полуострова Однако не менее важную роль в пантеоне богов выполнял Нинурта в качестве военачальника. Именно ему были вверены войска рода Энлиля, и именно он вел боевые действия в так называемую Первую войну богов и возглавил Вторую Великую войну богов за пирамиды, то есть за влияние во всем мире. Ученые объединили тексты об этом под общим названием "Мифы о Куре" - мифы о горной земле. В них Нинурта называется первым воином Энлиля. Пожалуй, самой полной и точной хроникой этой войны молено считать эпос под названием "Лугаль-э Уд Мелам-би" (редактор С. Геллер).